ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РАБОТЫ В ПАКЕТЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПАС
Мороз Наталья Анатольевна,
преподаватель компьютерных дисциплин
ГОУ СПО ЛНР «Краснолучский горно – промышленный колледж»
Важнейшей задачей образования на современном этапе является повышение качества обучения, подготовка специалистов, которые в определенной мере владеют современными информационными технологиями и могут конкурировать на рынке труда. Обязательным условием для специалиста является овладение основами компьютерной графики. Но в то же время изучение компьютерной графики отдельным предметом предусмотрено при подготовке студентов далеко не всех специальностей. Поэтому для преподавателя компьютерной техники встает задача ознакомить студентов с основами компьютерной графики и таким образом подготовить их к изучению специальных предметов, предусматривающие построение чертежей, эскизов с использованием компьютерного программного обеспечения, курсового и дипломного проектирования. При этом приходится учитывать разницу, иногда значительную, в планах специальностей, количества часов на изучение предмета и профессиональной направленности курса.
Данная методическая разработка содержит теоретический материал по пакету автоматизированного проектирования Компас График, разработанном АО «Аскон». В первом разделе рассмотрен интерфейс пользователя Компас, во втором – основные вопросы работы с двухмерными объектами, а в третьем разделе - основные вопросы работы с трехмерными объектами. Пример задания для практической работы описан в четвертом разделе. Пятый раздел содержит задания для проведения контроля знаний и умений студентов, также их можно использовать при организации самостоятельной работы студентов. Также в этом разделе приведены рекомендуемые критерии оценивания практических заданий. Такое изложение темы позволяет преподавателю изменять объемы материала для аудиторной и самостоятельной работы в зависимости от количества часов на изучение темы и требований к знаниям и умениям студентов данной специальности.
Пакет автоматизированного проектирования Компас График разработан АО «Аскон». Пакет полностью поддерживает правила оформления технической документации и позволяет быстро создавать как плоскостные, так и трехмерные модели изделий, которые разрабатываются. Пакет имеет весьма мощное графическое ядро, что обеспечивает высокую производительность при разработке трехмерных моделей и удобный «интуитивный» программный интерфейс.
Программа Компас-Менеджер позволяет автоматизировать документооборот при создании комплекта технической документации с помощью комплекса автоматизированного проектирования с разветвленной топологией. При работе с большими объемами документации позволяет упростить поиск необходимого документа, разграничить права доступа к различным документам для пользователей системы.
Компас График, непосредственно, программа автоматизированного проектирования, которая позволяет создавать как двухмерные чертежи, так и трехмерные модели (в том числе и твердотельные), а так же автоматизировать создание спецификаций по разработанным чертежам.
Компас Автопроект – позволяет автоматизировать создание технологической документации по изготовлению разработанных изделий. Включает обширные библиотеки технологического оснащения. Результатом работы этой программы является полный комплект технологической документации на разработанное изделие в соответствии с общепринятыми на производстве норм (формирование технологических карт и сопутствующих документов согласно стандартных бланков).
Таким образом, изучение основ работы в системе автоматизированного проектирования позволяет студентам технических специальностей получить необходимые знания и умения для построения чертежей, схем, трехмерных изображений и т.д., что является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов.
Список использованных источников:
- Малянова А.В. Информационные технологии в проектной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1129
- Н.Б. ГАНИН. КОМПАС-3D V7. Концептуальное проестирование и визуализация с помощью программы AutoCAD. 380 стр. djvu . Размер 13.6 Mб.
- КОМПАС-3D. Руководство пользователя. Акционерное общество «АСКОН», 2005.
- КОМПАС-3D. Практическое руководство. Акционерное общество «АСКОН», 2001.
- Разработка САПР: В 10 кн./ Под ред. А.В.Петрова -М.: Высш. шк., 1990.
- САПР: В 9 кн./ Под ред. И.П.Норенкова -М.: Высш. вк., 1986.
- Корячко В.П. и др. Теоретические основы САПР: Учебник для вузов /В.П. Корячко, В.М. Курейчик, И.П. Норенков. -М.: Энергоатомиздат, 1987. -400 с.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Овчинникова Е.В.
преподаватель высшей категории,
заведующая компьютерными лабораториями
ГОУСПО ЛНР «Луганский строительный колледж»
Развитие облачных сервисов и опыт их использования для решения различных задач в мировой практике дает основания для исследования целесообразности и перспектив их применения в образовании.
Можно выделить следующие достоинства использования облачных технологий [1]:
- возможность существенно снизить капитальные затраты на построение центров обработки данных, закупку серверного и сетевого оборудования, аппаратных и программных решений, администрирование;
- обеспечение возможности оперативно изменять конфигурацию корпоративной ІТ-инфраструктуры в зависимости от текущих потребностей, потребляя необходимое количество ресурсов на данный момент;
- предоставление возможности доступа к рабочему месту в любой момент при наличии мобильного терминального устройства и доступа к сети Интернет, независимо от местонахождения;
- постоянное расширение спектра услуг, предлагаемых производителями и провайдерами облачных решений.
Использование новых технологий в бизнесе требует предварительного анализа окупаемости и эффективности. Для достижения этой цели компании, предоставляющие услуги, дают возможность работы в тестовом режиме определенный срок (проект «Лаборатория» компании Supportio) [2].
На данный момент существуют четыре основные модели развертывания облачных сервисов:
- частное облако (Private cloud);
- совместное облако (Community cloud);
- публичное (общественное) облако (Public cloud);
- гибридное облако (Hybrid cloud).
Последняя модель наиболее распространена.
Недостатки технологии следующие[3]:
- зависимость облака от подключения к сети Интернет – стабильного и, желательно, широкополосного;
- скорость и стабильность работы программ ниже, чем на локальном компьютере;
- недостаточный уровень безопасности хранения и передачи данных (в том числе – персональных, конфиденциальных, критических).
Необходимые составляющие для достижения приемлемого уровня безопасности современного облачного сервиса следующие:
- Аппаратная составляющая: а) оборудование, на котором реализована облачная ІТ-инфраструктура, должно находиться в защищенном помещении, с климат-контролем, бесперебойным питанием, противопожарной защитой; б) должно быть обеспечено круглосуточное обслуживание всей инфраструктуры; в) необходимо физическое разделение ресурсов конфиденциальных и не конфиденциальных данных.
- Административно-нормативная составляющая: а) пропускной режим в помещениях дата-центра, максимальная ограниченность, регламентация и учет доступа к информации, хранящейся в специализированных хранилищах и базах данных; б) аутентификация пользователей по логину и паролю с обязательным шифрованием этого процесса; в) внедрение системы статусов пользователей с соответствующей диверсификацией прав и уровней доступа к ресурсам инфраструктуры; г) четкое соблюдение провайдером норм действующего законодательства (в аспекте безопасности пользователя).
- Программная (софтверная) составляющая: а) антивирусная защита, особенно в случае пользования такими сервисами как SaaS (программное обеспечение как услуга) и PaaS (платформа как услуга); б) наличие специальных настроенных сетевых экранов (брандмауэров, файрволов) для виртуальных машин, а также для всех операционных систем, задействованных в инфраструктуре; в) защита систем и программ в части распространенных уязвимостей; г) обязательное шифрование важной и конфиденциальной информации, расположенной в облаке.
Наиболее важным критерием выбора является безопасность данных, учитывая защиту персональных данных.
Также следует отметить отсутствие соответствующих национальных стандартов, устанавливающих надлежащие требования к качеству и надежности облачных технологий и услуг.
Как пример использования облачных технологий в образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные кабинеты для обучающихся и преподавателей, интерактивная приемная, учебная документация общего пользования (учебные планы, графики учебного процесса, расписание занятий) и другое. Это и тематические форумы, где студенты могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где обучающиеся могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством. Для этого можно использовать:
- компьютерные программы;
- электронные учебники;
- тренажеры;
- диагностические, тестовые и обучающие системы;
- прикладные и инструментальные программные средства;
- лабораторные комплексы;
- системы на базе мультимедиа-технологии;
- телекоммуникационные системы (например, электронную почту, телеконференции);
- электронные библиотеки и другое.
Таким образом, использование облачных технологий позволяет экономить на ІТ-инфраструктуре предприятия, значительно упростить документооборот учебного заведения, но в современных условиях требует модернизации нормативно-правовой базы Луганской Народной Республики (принятие Закона «О персональных данных»), а также разработки национальных стандартов с целью выработки требований к качеству и надежности и приведение их в соответствие с ISO.
Список использованных источников:
- «Перспективи розвитку ринку хмарних обчислень в Україні: переваги та ризики». Аналітична записка. Національний інститут стратегічних досліджень. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.niss.gov.ua/articles/1191/.
- Ягофаров Т. Прикоснуться к «облаку». Статья «Компьютерное обозрение», 27.02.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ko.com.ua/prikosnutsya_k_oblaku_104025.
- Волокита А., Мухин В., Стешин В. Специфика информационных систем на основе технологии cloud computing [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/natural/vcndtu/2011_53/29.htm.
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА ДЛЯ РАСЧЕТА СЛОЖНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ
МЕТОДОМ КОНТУРНЫХ ТОКОВ
Птушкина Таиса Яковлевна
Преподаватель компьютерных дисциплин
колледжа Луганского государственного
университета имени Владимира Даля
Предлагается использовать в учебном процессе интеллект-карты для обобщения и закрепления знаний, умений и навыков учащихся и для лучшего усвоения ими особо сложных тем.
Концепция интеллект-карт, предложенная в своё время Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Всё дело в том, что нашему мозгу тяжело воспринимать линейную символьную информацию в виде текстов, списков и таблиц – то есть именно так, как обычно принято представлять информацию. На много естественнее и проще сознанию переваривать информацию, которая:
- основана на ассоциациях;
- задействует иерархическое мышление;
- визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.
Согласно этим принципам строятся интеллект-карты.
Интеллект-карта (англ. Mind-Map – термин ещё может переводиться как ментальная карта, карта памяти или карта разума) – информация, изображаемая в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме [1].
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного» мышления, относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.
Интеллект-карта, составленная для расчёта сложных электрических цепей методом контурных токов, представлена на рисунке 1 [2, 3].
В начале занятия учащимся выдаются задания по вариантам. Пример такого задания представлен на рисунке 2.
Составление интеллект-карты представляется как наглядный пример в виде слайдов. В завершении презентации распечатанные экземпляры интеллект-карт используются как раздаточный материал.
Учащиеся быстро и легко выполняют задания, используя интеллект-карту (рисунок 1).

Рисунок 1 – Интеллект-карта для расчета сложных электрических цепей методом контурных токов
Вариант №5
Записать выражения для всех токов в схеме, используя метод контурных токов

Группа______
Ф.И.О.________________________
|
Рисунок 2 – Вариант задания для студентов
Вывод. Интеллект-карта обеспечивает более глубокое понимание материала учащимися. Легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную интеллект-карту нежели монотонный линейный конспект.
Список использованных источников:
- Бьюзен Т. и Б.Супермышление / Пер. с англ. Е.А. Самсонов; Худ. обл. М. В. Драко. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.: ил. + 16 с. вкл.
- Волынский Б.А. Электротехника / Б.А. Волынский, Е.Н Зейн, В.Е Шатерников. – М.: Энергоатомиздат, 1987. – 526 с.
- Трегуб А.П. Электротехника / А.П. Трегуб. – К.: Высш. шк., 1987. – 600 с.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕДЖА ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
Самоздра Оксана Михайловна
преподаватель компьютерных дисциплин
Колледжа Луганского государственного
университета имени Владимира Даля
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Использование современных информационных технологий в системе образования является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Применение информационных технологий способствует повышению мотивации обучения, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала, позволяет по-новому организовать взаимодействие преподавателя и студентов.
Особую роль в повышении качеством образования могут сыграть современные мультимедийные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника. Применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в усвоении системы знаний [2].
В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплекты (УМК). Каждый УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, дающие возможность осуществления самоконтроля и т.п. Учебно-методические комплекты могут быть представлены и как мультимедиа курсы. Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия студента путем сочетания различных составляющих. В его интерактивную часть входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс, компьютерная тестирующая система. Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики изучаемых дисциплин.
Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Он содержит тщательно структурированный учебный материал в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения.
Электронный справочник позволяет студенту в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. В него включаются данные как дублирующие, так и дополняющие материал учебника. Справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д.
К тренажерам могут быть отнесены компьютерные задачники. Такой задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя, и может быть встроена в оболочку электронного учебника или существовать и как самостоятельный элемент УМК.
При обучении на основе мультимедийных технологий используются различные организационные формы и технологии, для осуществления которых необходимо организовать работу студентов (включая самостоятельную работу) в учебных аудиториях, в компьютерном классе, в библиотеке, в методическом кабинете и др. [1]
Для реализации идеи информатизации учебного процесса и применения мультимедийных технологий в колледже Луганского государственного университета имени Владимира Даля оборудованы вычислительный центр (состоит из четырёх секций), кабинеты и лаборатории, оснащённые современными компьютерами, а также телевизорами для более удобного визуального восприятия информации. Все компьютеры объединены локальной сетью и имеют подключение к сети Интернет. Данные мультимедийные аудитории используются для проведения занятий по учебным дисциплинам для студентов всех специальностей колледжа, а также для организации индивидуальных работ студентов и преподавателей. В коллеже также имеется информационный фонд, состоящий из дисков с записанными на них УМК по всем дисциплинам, электронными учебниками, энциклопедиями, справочниками, обучающими программами, тестами и др.
Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать урок более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала.
Электронные словари, справочники, энциклопедии, пособия и учебники являются популярными обучающими средствами в колледже - в распоряжении имеется большое количество электронных изданий словарей, энциклопедий, справочников, методических рекомендаций и пособий, к которым студенты чаще всего обращаются при самостоятельной работе. Тестовые и контролирующие программы, применяемые в колледже, позволяют быстро установить обратную связь со студентами, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию [3].
Опыт преподавателей, применяющих на своих занятиях видеофильмы, показывает, что студенты более эффективно воспринимают просмотренный материал, активно участвуют в его обсуждении, развивают наглядно-образный тип памяти, профессиональную наблюдательность, учатся правильно и красиво говорить, отстаивать и доказывать свою точку зрения.
Оценивая эффективность применения информационных и мультимедийных технологий в колледже, можно отметить существенные преимущества:
- формирование у студентов исследовательских способностей, готовности принимать оптимальные решения, основных способов работы с информацией;
- развитие коммуникативных способностей, личностных качеств для продуктивного сотрудничества в условиях информационного общества;
- повышение уровня знаний студентов, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения, что позволяет повысить эффективность обучения в случае, если требуется подача большого и достаточно трудного для усвоения студентами материала.
В процессе преподавания с использованием информационных и мультимедийных технологий педагоги учитывают ряд принципиальных требований:
- применять наглядные способы представления учебного материала с использованием мультимедиа, обеспечивать доступ к необходимым информационным ресурсам;
- использовать компьютерные технологии на всех изучаемых дисциплинах в течение всего учебного процесса;
- обеспечивать свободу выбора методики, стиля и средств обучения с целью выявления творческих индивидуальных способностей студента в сочетании с возможностью их коллективной деятельности.
Наличие современного компьютерного и программного обеспечения, оптимальная и рациональная организация учебной и учебно-методической работы позволяют повышать мотивацию и качество подготовки студентов в нашем колледже. Следовательно, круг приобретенных компетенций студентов становится шире и соответствует требованиям современного образования.
Список использованных источников:
- Бент Б. Андерсен Мультимедиа в образовании / Б.Бент Андерсен, К. Бринк. 2-е изд., исп. доп. – М.: Дрофа, 2007. – с. 224
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005. – с. 328
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ
Андриенко Ирина Петровна
председатель ЦК «Обслуживание интеллектуальных
интегрированных систем», преподаватель ГОУСПО ЛНР
«Стахановский промышленно-экономический техникум».
Разуваева Мария Александровна
преподаватель специальных дисциплин специальности
«Обслуживание интеллектуальных интегрированных систем»
ГОУСПО ЛНР «Стахановский промышленно-экономический техникум».
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать»
Академик В. М. Глушков
В условиях развития современного общества качество профессионального образования приобретает большое значение. Система подготовки специалистов в новых условиях должна выработать эффективную схему обучения, при которой обучающийся получает максимальное количество общетеоретических знаний в сочетании с сугубо практическими, и в то же время востребованными и перспективными, что может обеспечить будущему специалисту социальную защищенность и более быструю и успешную адаптацию в социуме.
Основная ответственность в реализации процесса обучения возлагается на преподавателей, которые стремятся развить у студентов интерес к выбранной специальности, чувство ответственности за принятые решения, подготовить к сознательной трудовой деятельности. Современные информационные технологии могут оказать существенную помощь преподавателю в реализации процесса обучения.
В процессе обучения студентов компьютерных специальностей информационные технологии по определению используются на каждом занятии.
Разрабатываются мультимедийные учебные программные средства. Количество созданных средств мультимедиа измеряется тысячами наименований. Мультимедиа-технологии и соответствующие средства информатизации образования развиваются очень быстро. Интернет ресурс открывает новые возможности получения любой информации, однако отсутствие структурированной системы делает его практически бесполезным, тем более, если запросы делает неопытный пользователь, и конечно же никто не отвечает за качество предоставляемой информации.
При проведении лекционных занятий преподаватель стремится предоставить информацию в наглядном виде с учетом последних достижений тем более в случаях невозможности воссоздания процесса наяву. Обучающие видеофильмы и презентации – ежедневный инструментарий современного педагога.
При выполнении лабораторных и практических работ студенты непосредственно занимаются написанием программ, составлением проектов автоматизированного управления технологическими процессами, занимаются настройкой оборудования и т.д.
Одним из основных моментов при проведении занятий любого типа является контроль полученных знаний и умений студентов.
Учитывая активное использование информационных технологий при изложении нового материала, при получении и закреплении навыков работы, непростительной ошибкой педагога было бы не использовать все разнообразие информационных технологий при контроле полученных знаний и умений.
При контроле знаний преподаватель может использовать как различные готовые средства контроля (распространенные тестирующие оболочки известных производителей), так и самостоятельно разработанные средства контроля. Причем, средства контроля могут разрабатываться не только преподавателем лично, но и студентами в рамках курсового и дипломного проектирования, что также имеет ряд преимуществ.
Кроме того, компьютерные средства проверки знаний позволяют достаточно быстро оценить большое количество студентов и проверить достаточный объем материала.
Так, например, на лекции, посвященной способам и методам построения графических изображений средствами языка программирования Pascal, использовалось интерактивное тестирование, разработанное преподавателем.
Для создания мультимедийных обучающих программ вовсе не обязательно специально изучать языки программирования. Средствами стандартных офисных программ также можно создавать нестандартные мультимедийные обучающие приложения для контроля знаний.
Каждый преподаватель обладает профессиональным опытом в определенной сфере работы и имеет собственное видение дисциплины и ее составляющих, поэтому активное использование мультимедийных технологий позволяет воплотить преподавателю все свои задумки и улучшает процесс обучения.
Студенты, наследуя лучшие традиции и используя современные технологии, так же используют мультимедийные технологии при докладах на семинарах, защитах курсовых проектов и работ, при дипломном проектировании. Порою они являются создателями уникальных мультимедийных проектов, получая задания при прохождении технологических и преддипломных практик.
Современный уровень использования информационных технологий в обучении – это лишь первая ступень информатизации образования. Вторая ступень – использование мультимедийных технологий при разработке интерактивных методов обучения, создание приложений для обучения в игровой форме. Следующая ступень - создание студентами групповых проектов по разработке собственных виртуальных лабораторий, создание виртуальных трехмерных моделей и использование их при изучении сложных объектов.
Пределов совершенствования нет, поиск методов внедрения информационных технологий необходимо вести постоянно, ведь информационные технологии не только помогают преподавателю в процессе работы, но и позволяют существенно облегчить и разнообразить этот процесс.
Список использованных источников:
- Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547.
- Максимовская М. А. Информационное управление школой // Информатика и образования — 2003. — № 11
- Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Зубкова Елена Александровна
преподаватель информатики и специальных дисциплин
специальности «Обслуживание компьютерных систем и сетей»;
ГОУСПО ЛНР «Луганский колледж строительства,
экономики и права»
В современном мире роль информационных технологий приобретает все более весомое значение. В наши дни невозможно себе представить человека, не обладающего базовыми навыками владения персональным компьютером. Основное назначение информационных технологий – оптимизировать временные затраты на осуществление профессиональной деятельности.
Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств.
На сегодняшний день компьютерная грамотность юриста стала не менее актуальной, нежели его багаж знаний в сфере юриспруденции. В современных условиях юрист обязан оперативно реагировать на запросы клиентов, своевременно принимать решения в судебном процессе, быть хорошо оснащенным технически. Именно то, насколько хорошо юрист владеет той или иной компьютерной программой, определяет эффективность его работы. Поэтому важно подготовить будущего юриста такого уровня, который бы соответствовал потребностям практической деятельности, основанной на использовании информационных технологий.
Как преподаватель дисциплины «Компьютерные технологии в юридической деятельности», я на своих занятиях использую информационные технологии при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении и систематизации, контроле знаний, умений и навыков студентов. При изучении нового материала, применяю видеоуроки, презентации. Это повышает усвоение, формирует в сознании студентов устойчивые визуальные образы, позволяет демонстрировать практический материал. Такой подход позволяет наглядно показать студентам практическое применение информационных технологий в их будущей профессиональной деятельности, установить их значимость для решения профессиональных задач.
Значительная часть юридических документов для эффективной работы требуют особой формы представления. Речь идет о таблицах как основных структурах, предназначенных для хранения информации, и специальных программах – системах управления базами данных, которые позволяют создавать базы данных, выполнять необходимые запросы и выдавать их в удобной форме. К документам такого рода относятся всевозможные картотеки с описанием дел, клиентов, библиографии, а также книги, реестры и прочие документы подобного рода, которые создают в электронной форме. Поэтому на практических занятиях, на которых происходит закрепление изученного материала, рассматриваются универсальные программы, позволяющие создавать правовые документы (текстовый процессор), выполнять расчеты (электронные таблицы), осуществлять переработку, отбор и систематизацию информации (системы управления базами данных), создавать презентации (система подготовки презентаций), отправлять и получать почту (программа для работы с электронной почтой). Однако, для профессиональной деятельности юристов, недостаточно только универсальных программ, поэтому при обучении будущих юристов используют также специальные программы, к которым относятся: справочные правовые системы, юридические словари, программы-сборники договоров, системы анализа изображений, системы проведения фоноскопических экспертиз и другие.
Для того чтобы обеспечить доступ будущих юристов к актуальным редакциям нормативных правовых актов, научить составлять запросы на поиск документов, чтение, редактирование, печать, сохранение текста документа в файл или экспорт данных в текстовый процессор или табличный редактор на занятиях изучаются справочно-правовые системы «Лига: Закон» и «Консультант+». Формы работы со справочно-правовыми системами используются разные. При изучении нового материала - это показ документов и их отдельных фрагментов из правовых систем с помощью проектора на большом экране. При этом используется как слуховое, так и визуальное восприятие информации студентами. Применяются такие формы также при ответах на теоретические вопросы студентами на практических (семинарских) занятиях, когда студент может разобрать и прокомментировать всей группе представленную на экране норму. Закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков профессиональной работы со справочно-правовыми системами происходит при выполнении практических работ по предмету.
Рассматривая системы анализа изображений, на занятиях осуществляется создание портрета лиц, подозреваемых в совершении преступления по заданному образцу в компьютерной программе «Фоторобот». Она предназначена для создания субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Процесс создания композиционного портрета с использованием информационных технологий становится оперативным, повышается эффективность решения задач, связанных с розыском или опознанием лиц, представляющих оперативный интерес. Компоновка портрета осуществляется из отдельных элементов лица. Имеется возможность менять взаиморасположение элементов портрета, осуществлять их сдвиг, поворот, сжатие и растяжение. Возможен также автоматический перебор элементов выбранной группы.
Эффективность работы юриста существенным образом будет зависеть от того, насколько умело и свободно он ориентируется в использовании сети Интернет. Сеть Интернет важна для юристов, так как с помощью нее можно найти огромный массив правовой и иной (связанной с правом) информации. На практических занятиях осуществляется поиск: нормативной правовой информации, судебной практики, правовой литературы, комментариев к законодательству, аналитической правовой информации, фактографического материала (факты правовой действительности), новостных, статистических, аналитических и других материалов.
На занятиях обобщения и систематизации знаний студенты выполняют проектные и творческие работы. Для их выполнения используют информационные технологии: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и веб-страниц как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Затем эти работы защищаются перед аудиторией. Лучшие доклады предоставляются на конференцию «Применение информационных технологий в профессиональной деятельности». Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности студентов, повышает их активность, способствует приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в профессиональной деятельности.
Для контроля знаний по изученным темам применяются тестирующие компьютерные программы, которые позволяют объективно оценить теоретические знания студентов. Использование компьютерных тестов дает возможность: осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения, вносить обоснованные изменения в процесс преподавания, достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Полученные студентами знания и навыки при изучении дисциплины «Компьютерные технологии в юридической деятельности» находят применение при написании ими докладов, рефератов, курсовых работ по юридическим дисциплинам.
Очевидно, что работать с большим объемом информации, например, осуществлять в нем быстрый поиск нужного материала, без компьютера невозможно. Применение информационных технологий гарантирует не только накопление, хранение и распространение правовой информации, но и качественное повышение уровня всей юридической деятельности. Уникальные свойства именно информационных технологий дают возможность реализовать поиск документов в сотни раз быстрее и эффективнее, нежели при работе с бумажными фондами.
Список использованных источников:
- http://www.ict.edu.ru – портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
- http://www.iot.ru – портал Информационных образовательных технологий.
- http://www.komitet5.km.duma.gov.ru – сайт Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
- http://biznit.ru – сайт о применении информационных технологий в различных областях.
- www.consultant.ru – официальный сайт ЗАО «Консультант Плюс».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Сытник Марина Викторовна
Председатель ЦК специальных дисциплин специальностей «Обслуживание компьютерных систем и сетей», «Обслуживание и ремонт бытовой техники» информатики, компьютерной техники и программирования»
ГОУСПО ЛНР «Луганский колледж строительства, экономики и права»
Использование информационных и комму-никационных технологий в учебном процессе можно рассматривать как инновационный подход в образовании, который позволяет стимулировать познавательный интерес, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, развивать самостоятельную деятельность.
В качестве обучающих программ, я использую лекции и методические указания к выполнению практических, курсовых и дипломной работ. Также я использую электронные пособия. Для их создания использую такие программы, как: MS Word, Help and Manual, Book Office Editor, HelpNdoc, HelpMaker.
По дисциплине «Информатика и КТ», мы используем электронный конструктор, который даёт возможность научиться правильно подключать все основные элементы к материнской плате. Тестовые программы создаём с помощью электронных таблиц и специальных программ. Причём тесты и кроссворды мы разрабатываем в программе MS Excel на занятиях по дисциплине «Информатика и компьютерная техника». Из специальных программ широко используем Hot Potatoes. В ней можно создавать такие упражнения, как: викторина, заполнение пропусков, установление соответствий, кроссворд. Одним из преимуществ данной программы является оценивание в процентном соотношении и преобразование в html файл, что полностью исключает подделку результата.
Информационно-поисковые и справочные средства мы используем на дисциплине «Компьютерная схемотехника» во время курсового проектирования. Например, поисковые системы Интернет, а также специализированные сайты, которые помогают найти различную информацию по элементной базе.
Демонстрационные средства - это всевозможные презентации к занятиям. Такие презентации выполняются как по отдельным темам к дисциплинам, так и для проведения внеклассных мероприятий, таких как «Что? Где? Когда?», «Мисс колледжа». Также широко используем видео. Например, на радиомонтажной практике мы записываем видео, из которого можно узнать как правильно травить плату или выполнять паяльные работы.
В качестве имитационных средств создаём видео, в котором рассматриваются составляющие устройства или работа самого устройства, например разборка жёсткого диска или работа мультивибратора. На дисциплине «Микропроцессорные системы» используем эмулятор работы процессора intel 8086.
Моделирующие средства используем на дисциплинах «Компьютерная электроника» и «Компьютерная схематехника». Мы выполняем лабораторные работы в программах Electronic Workbench и Multisim. Эти программы позволяют исследовать работу устройств, причём абсолютно не надо переживать, что сгорит осциллограф или генератор, всё происходит в условиях виртуальной лаборатории. Для разработки печатных плат используем программу Sprint Layout.
И ещё одни немаловажные средства ИКТ это учебно-игровые. Самый широко используемый – метод проектов. На заседаниях научно-исследовательского товарищества делаем газеты по заданной теме, создаём тесты, кроссворды и ребусы, выполняем презентации, пишем стихи и сказки.
Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Это объясняется новыми условиями жизни. Мы видим, что с применением ИКТ учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим.
Список использованных источников:
- Машбис Е. И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. — М., Академия, 2000.
- Приходько В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев. // Высшее образование в России − 2008 – №10. – С. 43–49.
- Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат – М., «Академия», 2006 Захарова И.Г. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192
|