УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ ОСНОВ ПРОГРАМ-МИРОВАНИЯ И АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ ПАСКАЛЬ И С++
Сердюк Светлана Анатольевна
преподаватель высшей категории
Колледжа Луганского государственного
университета имени Владимира Даля
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования.
ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. Модели ИКТ в настоящее время разрабатываются, а часть из них успешно применяется при исследовании систем образования.
Учебно-тренажерный комплекс (УТК), разработанный преподавателем Сердюк С.А., является одним из этапов и составной частью внедрения новых информационных технологий в учебном процессе.
УТК представляет собой программный комплекс, предназначенный для теоретического и практического изучения языков программирования Паскаль и С++ и закрепления студентами приобретенных навыков практической работы на лабораторных.
Комплекс также используется для контроля знаний студентов при проведении ими лабораторных работ и практических занятий на УТК и оценки их знаний с помощью автоматизированной системы тестов, входящей в состав тренажера.
В возможности учебно-тренажерного комплекса входят такие функции, как:
- выбор языка изучения (русский или украинский);
- выбор изучаемого языка программирования (Паскаль или С++);
- изучение справочного материала по темам изучаемого языка программирования;
- выполнение тренажерных упражнений по темам;
- тестирование по темам изучаемого языка программирования;
- сохранение ответов пользователя в протоколе программы;
- ограничение доступа к протоколам тестирующей программы для обеспечения конфиденциальности данных;
- выбор индивидуальных заданий (многовариантных) на проведение лабораторных работ.
Программное обеспечение УТК работает в операционных средах MS Windows 98, XP,2000. Программные оболочки тренажёра написаны на языке программирования С++ в среде Borland C++Builder 6.
При создании компьютерного тренажера учитывалась возможность его применения в системе дистанционного обучения в режиме удаленного доступа через локальные сети и глобальную сеть Internet.
В состав учебно-тренажерного комплекса входят следующие модули:
- тренажер;
- тестирование;
- лабораторные работы;
- справочный материал.
Тренажер представляет собой задания по основным модулям языков программирования Паскаль и С++: операторы ввода и вывода, присваивания, условные операторы и операторы циклов. В каждом модуле по пять заданий. Студент должен выполнить задание, выбрав верный ответ, по его мнению, с помощью переключателя и нажать кнопку «Help» для проверки результата выполнения задания. Если ответ верный, то выводится окно выполнения данного задания в соответствующей среде программирования, где можно протестировать работу готовой программы. Если ответ неверный, то выводится краткая справка по данной теме. После изучения справочного материала можно повторить выполнение задания.
Тестирование дает возможность проверить полученные знания. Оно проводится с помощью автоматизированной системы тестов MyTestX, входящей в состав тренажера в учебном режиме, т.е. студенту сообщается о неверном ответе на вопрос. Это особенно важно при самостоятельной работе студентов с учебно-тренажерным комплексом. При окончании тестирования на экран выводится результат.
Для закрепления учебного материала на вкладке «Лабораторные работы» представлены задания по всем рассматриваемым темам.
Также учебно-тренажерный комплекс содержит краткий справочный материал по основам языков программирования Паскаль и С++ в виде мультимедийных приложений. Все приложения озвучены.
Учебно-тренажерный комплекс УТК проходил апробацию в группах студентов колледжа при изучении ими курса основ программирования и алгоритмических языков. Наблюдения во время аудиторных занятий со студентами из этих групп, а также их впечатления, замечания и предложения относительно работы с компьютерным тренажером позволили сделать следующие выводы:
- для работы с тренажером требуются элементарные навыки работы с компьютером в среде Windows, которые становились более содержательными и разнообразными после проведения занятий на тренажере;
- УТК отличается наглядным интерфейсом и простым управлением, что облегчает освоение студентами материала и сводит к минимуму число ошибок при выполнении лабораторных работ;
- усвоение модулей по изучению языка программирования в целом происходило более быстрыми темпами и более глубоко у студентов из групп, использующих при изучении курса компьютерный тренажер, по сравнению со студентами, проводящими лабораторные работы без его применения.
Учебно-тренажерный комплекс позволяет использовать материал при проведении аудиторных занятий, а также самостоятельного изучения материала и направлен на формирование умений и профессиональных навыков, повышения профессиональной компетентности студентов.
Список использованных источников:
- Наумов А.Б. Право в Internet: Очерки теории и права. – М.: Московский книжный дом «Университет», 2002.
- Лебедева М.Б. Практические задания по применению информационных технологий для студентов педагогического университета.-СПб, 2004
- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технлогий и образовательного мониторинга.-М.:Пед.общ-во России, 2001.
- Информационные технологии./Б.Я.Советов, В.В.Цехановский. –М.:Изд-во «Высшая школа», 2003
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ В ОБРАЗОВАНИИ
Юрченко Валентина Николаевна
Преподаватель спецдисциплин
ГОУ СПО ЛНР «Краснолучский приборостроительный техникум»
Современный ребёнок – дитя 21 века, века высоких компьютерных технологий. Само время требует изменений методических подходов в образовательной деятельности. Поэтому меняется роль преподавателя в информационной культуре, что обусловлено необходимостью общения преподавателя со своими студентами на одном языке.
Основную роль в решении данной проблемы играет способность современного преподавателя владеть информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), которые способствуют применению новых видов учебной деятельности.
Трудно провести урок без привлечения средств наглядности, возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришли компьютерные технологии.
Одной из наиболее удачных форм ИКТ является – презентация. [3]
«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания. Оно становится концентрированным и устойчивым.
Презентация даёт преподавателю возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей данной группы, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. [1]
Важности презентации кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала, дают толчок человеческой фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.
Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинок, букв, слов, музыкальное сопровождение.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективно её применение на каждом уроке будет в том случае, когда демонстрация слайдов будет сопровождать более сложные этапы и вопросы данной темы.
Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Формы и место использования презентаций (или даже отельных её слайдов) в учебном процессе зависят от содержания данного урока, от цели, которую ставит преподаватель.
Я использую электронные презентации на следующих этапах уроках:
- актуализация знаний,
- сопровождение объяснения нового материала,
- первичное закрепление знаний,
- обобщение и систематизация знаний,
- обеспечение наглядности излагаемого материала.
А так же в работе с родителями (на родительских собраниях) во внеклассной работе (классные часы) на праздниках.
Преимущества презентации:
- позволяет сделать урок интересным, продуманным, познавательным;
- повышает мотивацию учения;
- гарантирует непрерывную связь в отношениях «преподаватель – студент»
- способствует развитию у студентов продуктивных творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.[3]
Информационные технологии при разумном использовании способны привнести в урок элемент новизны, повысить интерес студентов к приобретению знаний. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности и тем самым снимает эмоциональную и психологическую нагрузку на студентов в учебном процессе.
Правила целесообразности использования презентации на уроке:
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью студент может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.
Лучше меньше, да лучше! Прежде чем начать создавать презентацию, будь то целый урок или фрагмент, преподаватель должен задать себе вопросы: «Зачем?» и «Для кого?». Действительно ли задачи урока можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства? Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или даже дать это сделать самим, то презентацию лучше не использовать.
Презентация, как учебный материал, должна быть продумана: цели, задачи, результат ее использования, этапы, изобразительные средства, оформление, звуковой ряд, интерактивность, – все должно быть направлено на решение задач урока, а не на развлечение детей.
Не навреди! Крупные и четкие картинки, шрифт, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. Ну и, конечно, ограничение времени работы с экраном – не более 25 минут за урок, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.
В общем, самое главное - это ЧУВСТВО МЕРЫ. Если всего в меру: и материала в презентации, и самой презентации на уроке – она может быть эффективнейшим средством обучения.
Мне очень нравится проводить уроки с использованием презентаций. Но проблема в том, что не все и не всегда могут их проводить, потому, что оборудованные компьютерные классы могут быть заняты, поэтому приходится либо договариваться с преподавателем, либо меняться кабинетами.
Несмотря на свой педагогический опыт с каждой группой убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждая группа и каждый студент неповторимы, неповторимо и то, что мы делаем как преподаватели, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили со студентами предыдущей группы. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придёт новый день, а с ним и новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу пытливого, неутомимого исследователя.
Список использованных источников:
- Intel навчання для майбутнього. – Київ.: Видавництво «Нора - прінт» 2005.
- Брыксина О.Ф., Овчинникова О. А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога. – Самара.: СИПКРО 2004.
- http://festival.1september.ru
ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В ДРУГУЮ СИСТЕМУ СЧИСЛЕНИЯ (ОТ ДВОИЧНОЙ ДО ДЕВЯТЕРИЧНОЙ)
С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ В MS EXCEL.
Синёв Игорь Вячеславович,
преподаватель информатики, вычислительной техники и п
рограммирования ГОУ СПО ЛНР «Кировский транспортный техникум»
Персональный компьютер (ПК) прочно вошел во все сферы жизнедеятельности человека. Изучение ПК начинается ещё в школе, но дальнейшее обучение, если оно не связано с компьютерной специализацией, оставляет желать лучшего. Это - и малое количество часов на компьютерные дисциплины, и плохое оснащение соответствующих кабинетов.… Но даже в этой ситуации есть выход!
На мой взгляд, если уделить максимум времени на изучение MS Excel, программе, которую можно применять для решения специфических, нетиповых задач на любом производстве, - это наилучший выход в сегодняшней ситуации. Ведь Excel не требует знаний программирования, а с его помощью можно решать задачи по многим направлениям! Всё, что для этого нужно, - элементарное знание компьютера и логическое мышление. Овладев этой программой, любой пользователь имеет право сказать: "Я умею РАБОТАТЬ на ПК"!
В этой связи хочу продемонстрировать одну из своих работ в MS Excel, где довольно просто осуществляется перевод чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления. Но вначале небольшая преамбула.
Обработка информации в ПК основана на обмене электрическими сигналами между различными устройствами машины. Эти сигналы возникают в определенной последовательности. Признак наличия сигнала можно обозначить цифрой 1, признак отсутствия – цифрой 0. С помощью определенных наборов цифр 0 и 1 можно закодировать любую информацию. Каждый такой набор нулей и единиц называется двоичным кодом. Количество информации, кодируемое двоичной цифрой – 0 или 1 – называется битом. Система счисления, где используется две цифры, называется двоичной. В ней и работает ПК.
Алгоритм перехода от десятичной системы счисления к двоичной широко известен. Студенты на уроках информатики решают данную задачу. И хотя существует множество программ, посвященных этому вопросу, автором создана программа в MS Excel, позволяющая быстро перевести число из десятичной системы счисления в двоичную, а также в другие системы (вплоть до девятеричной). Данная программа позволяет преподавателю быстро проверить правильность ответа студентов при решении задачи по представлению числа в различных системах счисления, и, кроме того!, показать студентам возможности встроенных функций Excel и оригинальность их применения, где не требуются особые знания программирования. Вид программы представлен на рис.1.

Рис.1 Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления
Теперь о самой программе. Как следует из инструкции – необходимо ввести число (в ячейку A4) и систему счисления (в ячейку D4), - и сразу получаем ответ (H4). А теперь, самое интересное, – как это работает?!
Между строками 4 и 25 есть скрытые строки, которые не нужны пользователю для решения задачи, но необходимы программе. Рассмотрим всё последовательно. Сразу стоит оговориться, что в данной программе есть ограничение по величине переводимого числа – до 500.000. Можно было бы и больше (и это легко сделать). Но смысл? Ведь главное – важна идея.
Вспомогательные таблицы (строки 6-24) выглядят так. В ячейку А6 переносится вводимое число (=А3). Дальнейшее должно быть понятно из рис.2а и рис.2б.

а) б)
Рис.2 Без скрытия вспомогательных таблиц
В ячейке В6 находим остаток от деления переводимого числа в А6 на систему счисления, которая была введена в ячейку D4.
В ячейке А7 находим целую часть числа от деления числа, находящегося на одну ячейку выше (т.е. в А6), на систему счисления (D4). В ячейке В7 находим остаток от деления числа в ячейке А7 на систему счисления.
Кроме того, в столбце В предварительно осуществляется проверка: как только целая часть числа от деления в столбце А будет 0, то ячейки в столбце В, соответствующей строки, останутся пустым.
Сделав ссылку на D3 абсолютной ($D$4), формулы можно корректно скопировать на последующие строки. При данном ограничении (до 500.000) копировать нужно до 24-й строки.
Итак, для получения результата, чтение остатков от деления нужно производить от последнего к первому. Поскольку заранее неизвестно, сколько из задействованных нами 19 строк (с 6-й по 24-ю) по столбцу В будет с числовыми значениями, а сколько - пустыми, то в ячейку для результата задачи (H4) введём формулу:
=СЦЕПИТЬ(B24;B23;B22;B21;B20;B19;B18;B17;B16;B15;B14;B13;B12;B11;B10;B9;B8;B7;B6).
Как видно по аргументам функции, начинаются они с самой последней ячейки (B24) и заканчиваются самой первой – (B6). Причём, если некоторые ячейки в конце столбца В вспомогательной таблицы окажутся пустыми, данная функция их проигнорирует. Будут сцеплены только числовые значения ячеек, и в том порядке, в каком записаны аргументы.
Для проверки правильности решения, а точнее, правильности ввода формул, в программе имеется проверка: когда из недесятичной системы счисления осуществляется перевод в десятичную. Для этого создан столбец Е6:Е24, который практически повторяет столбец В6:В24, с той лишь разницей, что вместо пустых ячеек в столбце В, в соответствующие строки столбца Е вводятся нули. Например, в ячейку Е24 вводится формула: =ЕСЛИ(B24="";0;B24). Данная формула корректно копируется во все ячейки столбца Е6:Е24. Поскольку коэффициенты должны читаться справа налево, то этот порядок (от Е6 до Е24) нас устраивает. В ячейку, например G5, вводим формулу:
=E6*СТЕПЕНЬ(D4;0)+E7*СТЕПЕНЬ(D4;1)+E8*СТЕПЕНЬ(D4;2)+E9*СТЕПЕНЬ(D4;3)+E10*СТЕПЕНЬ(D4;4)+E11*СТЕПЕНЬ(D4;5)+E12*СТЕПЕНЬ(D4;6)+E13*СТЕПЕНЬ(D4;7)+E14*СТЕПЕНЬ(D4;8)+E15*СТЕПЕНЬ(D4;9)+E16*СТЕПЕНЬ(D4;10)+E17*СТЕПЕНЬ(D4;11)+E18*СТЕПЕНЬ(D4;12)+E19*СТЕПЕНЬ(D4;13)+E20*СТЕПЕНЬ(D4;14)+E21*СТЕПЕНЬ(D4;15)+E22*СТЕПЕНЬ(D4;16)+E23*СТЕПЕНЬ(D4;17)+E24*СТЕПЕНЬ(D4;18).
Если получили исходное десятичное число – программа работает правильно! Excel – уникальная программа! Её простота – в управлении, сложность – в многофункциональности!
Список использованных источников:
- Intel навчання для майбутнього. – Київ.: Видавництво «Нора - прінт» 2005.
- Информатика. Задачник-практикум в 2т./ Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
- ШафринЮ.А. Информационные технологии;– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Гутаревич Л.Н., Безбородько Н.А.
преподаватель компьютерных дисциплин
Колледжа Луганского государственного
университета имени Владимира Даля
1. Содержание проблемы и ее актуальность.
В наше время компьютерных технологий, неограниченно увеличилась возможность получения информации. Если в прошлом учитель был едва ли не единственным авторитетным ее носителем, то теперь, его роль меняется, и направляется в большей степени на координирование процесса обучения. Отбор полезной информации в процессе обучения происходит или традиционно, из учебников, или средствами Интернета.
Проблема заключается в том, что:
1. Имеем учебники, которые не соответствуют в полной мере требованиям учебного процесса. То есть, если есть хорошо составленный текстовый материал, то не имеем достаточного количества речевых или языковых упражнений, отсутствует теоретический грамматический материал и тому подобное.
Таким образом, студенты вынуждены при изучении одной темы пользоваться большей частью 3-4 учебниками, которые не всегда есть в наличии в библиотеке учебного заведения. Относительно учебников по компьютерным дисциплинам, они теряют свою актуальность каждые полгода, потому что компьютерные технологии имеют тенденцию развиваться очень быстро.
2. Информация в Интернете большей частью носит хаотичный характер и не нацелена на постепенное овладение предметом/дисциплиной, и ее качество не контролируется.
Таким образом, все вышеизложенное приводит к необходимости сочетания использования этих 2-х носителей информации и нацеливает на необходимость создания электронных учебников, которые не требуют дополнительных средств на публикацию, переиздание и распространение, и части, которых легко изменить в зависимости от требований времени.
Если раньше английский язык преподавался в виде базовых тем, таких, как «Моя семья», «Квартира», «Мой город», «Англоязычные страны», «Деловое общение» и т.д., то теперь преподаватели иностранного языка имеют дело с профессионально ориентированным языком. И для каждой отдельной специальности необходим отдельный учебник или методическое пособие. Электронный учебник без особых затрат и труда удовлетворяет требования каждого образовательного учреждения в учебном материале.
2. Ведущая педагогическая идея опыта.
Есть 2 пути создания электронного учебника.
1. Создается электронная оболочка в которую размещается необходимый учебный материал, например, написано в текстовом редакторе «Word», и звуковые файлы, записанные, например, с помощью программы «Sound Forge».
2. Учебник пишется на языке HTML с помощью программы «Front Page» с использованием гиперссылок, если в учебном заведении установлена единая электронная оболочка, примером которой является проба, разработанная преподавателями Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.
3. Технология опыта.
Весь учебник разбивается на модули, в зависимости от количества учебных тем. Каждый модуль состоит из 6 частей:
1. Language Material – необходимый словарный минимум.
2. Reading Practice – текст или тексты для чтения.
3. Oral Practice – упражнения для развития устной речи предоставленной темы.
4. Grammar Review – теоретический материал по грамматике.
5. Grammar Practice – сборник грамматических упражнений на закрепление навыков и умений.
6. Check Yourself – тестовый контроль модуля.
Первые две части имеют звуковой сопровождение.
4. Выводы. Результативность опыта.
В результате использования электронных учебников студенты всегда учатся на базе современного материала, в обучение внедряется практический опыт нашего времени. Большое значение имеет доступность и легкость в использовании, и распространении. Учебник может использоваться как на аудиторных занятиях, так и в самостоятельной работе студента. Заинтересованность студентов в использовании интерактивных средств при изучении иностранного языка также в значительной степени влияет на качество обучения.
|